Фармацевтика – очень сложный бизнес. Мы знакомы только с публичной его частью, покупая в аптеке какой-либо препарат. Но большая часть работы происходит вне нашего взора. Цепочки поставок медикаментов и их продаж очень длинные и включают в себя множество различных контрагентов. Систему планирования вторичных продаж мы разработали для международной фармацевтической компании.
Если первичные продажи – это продажи препаратов через оптовые сети, то вторичные – розничное распространение. Наша система помогает планировать как раз розничные продажи.
Разработанная система включает все виды планирования: планирование на финансовый год и по отдельным департаментам. Сам процесс планирования является сложным, в нём участвует множество сотрудников. Согласование планов требует утверждения на различных уровнях корпоративной иерархии.
Планирование задействует дополнительные сервисы и алгоритмы для автоматической оценки продаж, основанной на различных сценариях. Такими сценариями могут быть исторически накопленные данные или же сезонность.
Планирование начинается с выбора препарата, его формы выпуска, типа продаж и корректно выбранного регионального узла, начиная от уровня страны, вплоть до областей, городов и их районов. В системе региональная иерархия узлов насчитывает более 5000 объектов, также в системе около 20 форм препаратов и различных типов продаж. Таким образом, результат планирования содержит более 1000000 значений.
Работа с системой требовала высокой производительности, поскольку основной модуль планирования взаимодействует сразу со всеми данными, чтобы осуществить автоматическое предсказание, основанное на различных методах математических алгоритмов, включающих в себя историю продаж, сезонность и многие другие параметры.
Учитывая, что ежедневно 20-50 пользователей взаимодействуют с системой одновременно, мы внедрили базу данных в памяти (In-memory DB), которая повышает производительность вычислений.
При создании продукта применялась гибкая разработка, поскольку у клиента не было законченного представления, каким он должен быть. Только пройдя большое количество итераций нам удалось совместно с заказчиком сформировать финальный продукт, который сейчас запущен в эксплуатацию. На разработку системы по планированию вторичных продаж ушло около 4000 часов.